Довольно часто, на тренировках приходиться объяснять, если мы хотим достичь победы, над собой и своими слабостями надо доводить себя до грани. Не переходить через неё, но быть на краю. Нельзя покорить Эверест, взбираясь в пол силы. Любая победа, которая нам достаётся без усилий не ценится. А самая, даже маленькая, но давшаяся нам с трудом. Ценится нами больше всего.
Умение владеть собой намного важнее, чем техника, сила, скорость. Оно важнее, выносливости или амбиций. Оно важнее, чем ум, образование и то, как хорошо человек выглядит перед зеркалом.
Это способность не поддаваться инстинктам, мне страшно, а вдруг я сейчас травмируюсь. А ведь именно на грани нам больше всего хочется именно этого – это один из важнейших навыков, которые любой человек может развить в себе сам. К.С.
О предельных практиках. Понимание приходит на пределе.
Автор Владимир Дюков.
В рассказе Джека Лондона «Кусок мяса» боксёр, в прошлом успешный профессионал, но обнищавший по ряду обстоятельств, снова вышел на ринг, чтобы заработать хоть немного денег. Он вышел на бой голодным – у него не было средств даже на то, чтобы купить себе кусок мяса и съесть его перед боем. Последние средства были потрачены на еду детям. Ведя бой и не имея сил и ресурсов, в отличие от своего сытого, молодого противника, старый боксёр во всём экономил силы – в технике, движениях, во всём остальном. Например, зная, что скоро закончится раунд, он вёл бой так, чтобы в момент гонга оказаться в своём углу. Он сразу садился на подставленный ему стул и отдыхал, в то время как его противнику надо было идти в другой конец ринга.
Однажды мне (Силой) было задано «послушание» – я мог есть только чёрный хлеб и пить только воду. Другую пищу есть было запрещено. Есть разрешалось только «по голоду». Вот такая самая суровая монастырская диета. И я находился на такой диете длительное время – я не считал сколько: несколько месяцев, полгода, может быть больше. (Задание было до конца жизни пребывать на таком «посту».) Чёрного хлеба можно было есть досыта – но его не переешь при всём желании. И вот прихожу я домой (точнее «приползаю», не показывая вида, что «ползу» – внешне вроде 6ы иду), и страшно голодный ем чёрный хлеб, запиваю его водой. Ем, ем, а затем внезапно, когда происходит насыщение, как «обрубает» – не можешь впихнуть в себя больше ни крошки, так как хлеб пресный, не вкусный. Другой пищи я смог 6ы съесть вагон – но задание было только чёрный хлеб и вода. Вот такая предельная практика. (В день я съедал около пол-кило хлеба.)
(История о боксере интересная и поучительная, но…мало вероятно что применима в жизни. Вместо расслабления и применения правильной стратегии в бою, думать о времени и угадывать расположение своего угла. Считаю не очень правильным. Хотя, если ты в очень плохом положении…, все возможно.
Мы считаем, что если работаем в два раза больше, то результат будет в два раза лучше. И если мы вдвое больше едим витаминов, или разных каш, то наши результаты в боевых искусствах будут в два раза больше. Многие используют такой приём, если я буду кричать в два раза громче, то мои слова станут в два раза более убедительными. К.С.)
В таком состоянии я проводил тренировки и бои (спарринги) в моей группе, которую тренировал. Когда я ехал на тренировку, то экономил каждое движение, не делал ни одного лишнего шага, сразу смотрел, где я могу сесть или отдохнуть в трамвае, где могу прислониться к чему-то и отдохнуть. Я брал с собой только самое необходимое – ничего лишнего, ни грамма. В общем всё «просчитывал» с точки зрения экономии сил и энергии. Ведь я был на пределе и силы мои были на исходе. Так же «экономно» переодевался в раздевалке, «экономя» энергию в каждом движении при переодевании, «экономно» входил в зал и «экономно», без чего-либо лишнего вёл тренировку. У моего тела просто не было ресурсов, чтобы совершить какое-то лишнее напряжение, лишнее действие, чтобы «понты колотить» – не до этого было. Но внешне я не показывал своего состояния – я не «полз» внешне, хотя «полз» внутренне. И это не было для меня игрой. Это было моё реальное состояние – посиди полгода на такой диете и поймёшь, узнаешь это состояние.
Когда я проводил поединки с учениками, то я делал всё предельно оптимально, делал в поединке только действительно необходимое, без каких-либо лишних напряжений, делал расслабленно – я был расслаблен (расслаблен особым образом, хотя внешне казалось, что человек просто борется в бою), у меня просто не было сил напрягаться в бою, не было сил сделать что-то лишнее -даже самую малость лишнего. Моя техника стала предельно естественной, оптимальной, без лишних «выкрутасов» – на всё это у меня просто не было сил. И такая техника стала гармоничной – ведь гармония предполагает наличие только необходимого, ничего лишнего. И так я прочувствовал гармоничное, расслабленное движение, гармоничную, расслабленную технику. И запомнил это состояние, осознал его. Позже, когда я снова начал питаться как прежде – не только хлебом и водой, когда я начал питаться досыта, я начал выполнять те же техники, с той же гармонией и расслабленностью, но уже имея силы. Я начал делать мощные, гармоничные техники, делать их оптимально, не тратя ничего лишнего «на сторону», а вкладывая всё в приём. Я, через предельный опыт, уже знал это состояние. И такое состояние невозможно тренировать обычными методиками в спортзале, невозможно познать его через обычные методики – здесь иной «инструментарий» надобен – тот реальный предел, о котором было рассказано выше. “
(Считается так, чем больше я проведу времени в зале, тем сильнее я буду. Чем чаще ты принимаешь душ, тем больше потеешь, чем чаще ты встречаешься с друзьями – тем менее значимым, менее интересной является каждое следующая встреча. Погоня за удачей уводит нас от неё ещё дальше. Чем больше мы пытаемся себя успокоить, тем больше нас это волнует. Желание большей свободы часто нас заставляет ещё сильнее почувствовать свою несвободу. Потребность быть сильным и расслабленным мешает нам добиться этого.
Не думай о белой обезьяне, думаю что в ближайшее пару часов ты только и будешь что думать о белой обезьяне!
По иронии судьбы, постоянное стремление расслабленности расставляет перед нами всё больше барьеров. Стремление быть счастливым делает нас менее счастливыми. Счастливыми нас делает примирение с неудачами. Так же и здесь, только, (возможно), когда автор примирился с тем, что прежних сил нет, тогда его тело перестроилось и стало работать на новом уровне. Так же и с боксером ранее. Он все понимал и принимал как есть, потому и работал на грани. На грани мозг и тело работают совсем по-другому, нет смысла описывать все словами, это надо прочувствовать. Так же как это сделал автор статьи. К.С.)
Подобным образом в некоторых стилях каратэ известен марафон боёв. Проведя множество боёв, боец уже не имеет сил и может прийти к состоянию оптимальности и гармонии, о котором было рассказано выше (важно так же осознать это достигнутое состояние, чтобы затем целенаправленно использовать его, когда (“будут силы»). Или же когда переходили от любительских боёв боксёров (3 раунда) к профессиональным (12 и более раундов), то радикально менялась подготовка спортсмена и методики подготовки. Три раунда (или три минуты боя каратэ) можно выдержать на «физо», на «понтах», но при длительных предельных боях организм должен быть совсем в иной «структуре» – быть «расслабленным», гармоничным, оптимальным, уметь не тратить ни малейших лишних ресурсов, а делать только действительно необходимое.
Подобным образом на психическом пределе человек отбрасывает всё лишнее – все условности, все интерпретации, все обусловленности, трактовки и начинает «видеть» – видеть всё в своей изначальной простоте и истинности. (Аналогично при предельных практиках, о которых говорилось выше, человек приходит к изначалию боя, свободному от всего лишнего, от наносных «понтов», к пониманию изначалия боя.)
Недаром многие методики связаны с предельными практиками. На пределе приходит понимание.
(Во многом, полностью согласен. И сам периодически провожу такие тренировки, как для себя, так и для своих учеников. Чем более значительными и глубокими ты считаешь свои тренировки, или свои достижения, тем более поверхностными они являются. И наоборот, чем больше значения ты придаешь жизни других людей, тем более значим для них.
Что бы добиться совершенства, мы стремимся к совершенству, и используем разные варианты для его достижения. Но, чем больше мы стремимся к нему, тем больше чувствуем, что этого недостаточно, мы чувствуем, что делаем, что-то не так. В то же время, готовность принять себя такими, как есть, позволяет нам расти и развиваться. Даже многие святые проходили через испытания на пределе, Иисус голодал в пустыне, пророк Мухаммед много постился, Будда прошел через многое. И при этом они достигли высот, только доходя до предела. Вершин достигает тот, кто борется на пределе.
Очень важно помнить, о том что предел у всех свой, разный. То что может один не может другой. Сама философия Окинава Годзю рю говорит об этом… ГО и Дзю. Всегда, во всем, нужен четкий баланс, иначе будут серьезные проблемы со здоровьем.
Поэтому еще раз, не только можно, но и нужно, время от времени проводить тренировки на пределе. К.С.)
Автор Владимир Дюков.
Вставки Коробова Сергея.
Мой путь продолжается!
Коробов С.В.(4 дан) Окинава Годзю рю карате до.
Основатель и руководитель клуба «Black Fox».
Официальный представитель КЕНБУКАН в России.
Карате становится средством воспитания тогда, когда становиться любимое занятие!