Ходзе-ундо

Годзю-рю > Терминология > Ходзе-ундо

Ходзе-ундо в Годзю-рю

С начало сотворения мира люди воевали, и что бы стать сильней, быстрее, люди тренировались. В итоге в разных странах и на разных континентах стали появляться разные школы и направления позже получившие названия как боевые искусства. Наиболее древние обнаруженные сведения о борьбе относятся к IV тысячелетию до нашей эры, и это шумерские рисунки борьбы Гильгамеша со львом.

Считается что борьба зародилась в тот момент, когда человек понял, что различные технические приёмы  могут помочь сохранить жизнь и обеспечить себя едой. Приёмы борьбы, стали накапливаться, это опыт начал передавался из поколения в поколение и с каждым поколением усложнялся и оттачивался.

Истоки борьбы следует искать в первобытное время. Необходимость добычи пищи, собственной защиты вынуждало первобытных людей не только быть физически готовыми, но и обладать специализированными навыками . Одним из таких навыков стало умение вести схватку. Как показывают исследования этнографов, в современных племенах, сохранивших полностью первобытно-общинный уклад (Австралия, Папуа-Новая Гвинея), умение борьбы является важным умением в племенах.

Раньше не было такой четкой границы, между ударной и бросковой техникой. Важна была победа, выжить любым путем, защитить себя, свой род, не дать ограбить свою семью, или деревню. Позже, когда появилось подобие соревнований и начались разделения на ударные и бросковые формы, как пример можно рассмотреть  Грецию и Рим. Где на соревнованиях уже были и борцы (аналог греко-римской борьбы) и ударники (панкратион). Борьба признавалась древними самым интеллектуальным из всех видов состязаний, в котором наряду с физической силой большую роль играло умение перехитрить и переиграть противника.

У некоторых народностей искусство борьбы имело большее значение, чем искусство обращения с оружием, исходя из обычаев той или иной народности. Так, например, у ацтеков важнее было не убить противника, а взять его в плен, для чего приёмы борьбы подходили как нельзя лучше.

В Индии “каларипаятту”, у североамериканских индейцев был аналог рукопашного боя, отдаленно напоминающий карате. В Бразилии  “капоейра” и хоть оно появилось намного позже старых традиционных школ, но, в Африке есть до сих пор, огромное разнообразие боевых искусств с оружием и без, ставших основой для современных школ капоейро.

Многие виды борьбы приобщались под определенные нужды и проводились не только, на ровной поверхности (участке земли, ковре и т. п.), но и такие виды борьбы, как борьба в сёдлах коней или иных животных, борьба в ограниченном пространстве (бревно, ветка дерева и т. п.), борьба в воде, борьба с использованием подручных приспособлений (шест, верёвка и т. п.). По некоторым из этих видов борьбы проводятся состязания до сих пор. Это позволяло быть войнам разносторонними и применять свои навыки в разных условиях.

В Грузии, традиционна была борьба, “чидаоба”, на территории Бессарабии нынешней Молдавии была “трынта”. В странах Азии была очень развита борьба “кураж”, но были и направления куда входили и работа с  оружием, джигитовка, работа с копьём и с саблей, интересная работа с ножом.  Монгольская борьба “Бех, барилдаан” национальная борьба монгольских народов, которая распространена в Бурятии, Монголии и Тыве.

Так же очень развита была борьба в древнем Египте, Месопотамии. При анализе изображений можно убедиться в том, что борьба в Древнем Египте велась как в стойке, так и в партере, при этом правила египетской борьбы разрешали применять удары и болевые приемы.

В странах Европы было не меньше направлений, огромное количество школ фехтования, работы с разнообразным оружием копью, меч, лук, палица и т. д.  Сама борьба сохранялась как национальный вид спорта — разный у разных народов, — и состязания по борьбе проводились во время праздников, как религиозных (в Европе несмотря на запреты церкви), так и общинных.

Ну и Англия, к 1136 году относится первое упоминание о корнуолльской борьбе, содержащееся в Истории Королей Британии. Конечно же нельзя обойти и английский бокс. У средневековых рыцарей был аналог борьбы при котором использовался вывод из равновесия, (так как встать в полных доспехах в разгар тесноты схватки, было очень тяжело). Потому для того что бы рыцарь был силен и мог отменно биться были разработаны специальные упражнения. Аналог ходзе-ундо. Не зря говорят что один рыцарь стоил 10 пехотинцев.

В Японии ещё в 12 веке сумо начало процесс разделения на прикладное и спортивное, и примерно к 17 веку выступления борцов-сумоистов стали любимым зрелищем горожан. Возникновение системы дзюдзюцу в Японии со значительным преобладанием среди приёмов бросковой техники, техники болевых и удушающих приёмов связано с японской боевой системой, применительно к бою самураев в доспехах: ударная техника при наличии даже лёгкой защиты на противника мало влияло.

Конечно нельзя обойти Китай и создание огромного разнообразия стилей и направлений. Один монастырь Шаолинь чего стоит, так же как и монастырь на горе Удан. Но нас интересует южный Шаолинь, многие историки до сих пор спорят был он или нет. Потому оставим все споры на рассмотрения специалистов данного профиля. Дело в том что многие школы Окинавского карате корнями уходят в стили Южного Китая. И появления некоторых специальных снарядов тоже были позаимствованы у китайских коллег. Но надо сказать что некоторые снаряды были усовершенствованы, раз, были завезены не только из Китая, два, (к примеру конгокен), но и были разработаны на о. Окинава,три, (макивара).

Многие снаряды получались сами собой из быта, потом с появлением залов, они изготовлялись под конкретные нужды.

Дерево в монастыре Шаолинь, за много лет тренировок и отработок ударами пальцами образовались вот такие дыры.

Многое, что окружало человека раньше использовалось в тренировках.

 

 

 

 

Киноактер и мастер боевых искусств Джеки Чан, показывает в своих фильмах, как могли тренироваться раньше, не имея спорт залов.

Сегодня разнообразие форм борьбы, или как на сегодняшний день принято говорить боевые искусства, огромное множество. Но не одно из них не обходится без специальных тренировочных снарядов.

Ну вот мы и подошли к тому, что бы коснуться темы которой посвящена эта страница.

Ходзе-ундо

Итак Ходзе-ундо это –  упражнения со специальными снарядами для развития силы, мощности, точности, выносливости.  Тренировки со снарядами должны употребляться ровно столько, сколько требуется на развитие определенных навыков, иначе может быть срыв и травма. Если очень усердно работать только в ходзе ундо, то это принесет серьёзный ущерб скорости, технике, а так же растяжки. Всему нужна норма.

На фото мастер с учениками, а также снаряды ходзе ундо. Надо сказать, что самое большое разнообразие спец снарядов есть только в Окинавском Годзю рю. Это помогаем развить не только отменную силу но и применять в поединке абсолютно разнообразную технику. Сенсей Ч. Мияги считал, что окинавцы от природы не обладают высоким ростом и мощными мышцами, потому очень поощрял занятия утяжелителями.  Более того, своим примером он всем показывал что это только во благо. Благодаря ходзе ундо ученики сенсея Мияги отличались мощным телом и отменной физической формой.

Сейкичи Тогучи один из старших учеников Ч.Мияги.


Один из первых снарядов…

Чи-ши (Тиси, тяси)
Переводится как “каменный молоток”. Вес примерно от 3 до 10 кг. Каждый боец может использовать два вида чи-ши. Один, более легкий, для работы одной рукой и более тяжелый – для работы двумя руками. Чи-ши служит для укрепления мышц предплечья, плеч и плечевого пояса. Некоторые упражнения выполняются двумя чи-ши одновременно, по одному в каждой руке. Есть строго специализированные упражнения, но, есть и упражнения в свободной форме как бой с тенью. По не которым данным, данный инструмент использовался для улучшения работы с мечом. А так же с дубинками разного значения и длины. Поэтому некоторые упражнения очень напоминают движения подобным оружием.

Конгокен 
Этот снаряд своего рода эксклюзив в практике Окинавского Годзю-рю. С того момента, как Ч. Мияги посетил о.Гавайи. Он увидел на тренировке местных борцов это приспособление. Это цельнометаллический овал, весом около 40-100 кг. Он чрезвычайно полезен в развитии силы всех частей тела.
Конгокен можно использовать одному, как тренировочный снаряд большого веса, для развитии, силы, координации и баланса тела. Или с партнером в парной работе, для развития не только синхронности, а также иметь возможность продолжать занятия при травме или восстановления здоровья. Так как работая в паре партнер страхует и за одно распределяет вес на двоих. Конгокен позволяет хорошо развить борьбу, хват рук, вывод из равновесия так как в Окинавском Годзю рю очень много борьбы и захватов, более того считается что только в Годзю рю есть работа в партере. Но не так как в (греппленге).

Нигири-гаме 
Кувшины, обычно из керамики. Упражнения с нигири-гаме усиливают захват, укрепляя мускулы пальцев руки, запястья и предплечья, а так же включаются мышцы пресса и ног. Данный снаряд можно использовать работая как на месте так и работая в передвижениях. В процессе освоения упражнений с кувшинами, для их утяжеления, в них насыпают песок или гальку. Современные каратисты могут использовать любой предмет напоминающий цилиндр, главное что бы был хват для пальцев. На Окинаве в быту часто использовали кувшины разного диаметра и объема, для тренировок также используют кувшины разного диаметра, можно делать хват всеми пальцами, ну а если не большое горлышко, то, к примеру тремя.
В старину, как рассказывал мастер Тодзан-рю Сэнъэй Канэсима Марку Бишопу, кувшины выпускались без ободка, который облегчает удержание. А вот что пишет признанный мастер каратэ Морио Хигаонна в первом томе своей книги “Traditional karate-do: Okinawan Goju-ryu”: “Для начала надо использовать в своих тренировках пустые нигири-гамэ. Постепенно добавляйте в горшки песок, чтобы увеличить вес. После того, как Вы уже научились держать нигири-гамэ и выполнять упражнения, начните использовать такие, у которых горлышко без ободка. Достигнув определённого уровня силы, начните смазывать горлышко маслом для того, чтобы сделать его скользким”.

Иси-саси
Переводится как “каменный замок”. В старину иси-саси высекались из камня.  Иси-саси в основном служат для тренировки мышц рук и тела в отработке ударов и блоков.
Их используют как при работе с места, так и при передвижениях. Так же можно использовать иси-саси для работы ног, продев в ушко предмета стопу, отрабатывать удары ногами в разные уровни, или стоя в статике удерживать ногу на весу. В современном мире в замен устаревшим и каменным иси-саси, можно использовать гири разного веса.
Мной были продемонстрированы некоторые упражнения, которые часто используют в гиревом спорте. Куба сенсей очень одобрительно относя к ним, и сказал : “Если их использовать (упражнения) то можно очень сильно обогатить свои знания и навыки.”

Макивара

Это один из основных инструментов окинавских каратистов. Она тоже относится к группе ходзё-ундо. Основной вид макивары – это вкопанная в землю доска прочного дерева, на верхушке с одной стороны доски укреплена связка соломы. Эта солома привязана прочной соломенной верёвкой. Многие не особо разбирающиеся люди считают, что основное предназначение макивары  для “набивки” кулака.

Огромные мозоли, покрывающие костяшки, считаются у некоторых лучшим доказательством преданности старинным формам тренинга. На самом деле, макивара предназначена для постановки правильной последовательности включения определённых мышц в удар. Для отработки удара кулаком необходимо, сначала вцепиться пальцами ног в пол, плотно прижать стопу, подогнуть ноги, бросить в сторону удара таз, и за счёт упругости слегка напряжённых широчайших мышц спины импульс передастся плечевому поясу, а затем и руке. Макивара проверяет правильную структуру тела при нанесении удара. Формирование нечувствительности к боли и мозолей в месте удара имеет всего лишь приятный бонус к Вашей работе. Важно помнить, что в традиционных школах ударной частью были все части тела, потому по макиваре били любыми участками тела, как и в поединке. В современном варианте макивары, часто используют разные варианты жесткой резины. Хотя я считаю это не правильно, ведь резина это переработка нефтепродуктов. И при ударе кожа становиться тоньше, поры открываются и всю эту гадость вы себе сами вбиваете в огранизм. Из-за этого могут развиться, разные кожные и не только, заболевания. Потому я не советую бить по макиваре с резиной на ударной поверхности. Только если резину накрыть натуральным материалом.
Скажем кожаной но, (Важно!) индивидуальной накладкой. Если макиварой пользуются разные люди, несовместимость кожи, или частички крови на макиваре, могут привести к заболеваниям. Берегите себя.

Интересное сочетание новых  и старых технологий(макивара)

При правильном подходе на макиваре можно качать пресс, силу ног, мышцы спины.

 


Тан 

Это штанга. И если в старые времена, трудно было найти предметы фабричного производства, в качестве штанги использовались оси небольших шахтёрских вагонеток, на обоих концах которых были колёса. Вес тана колеблется в зависимости от физических кондиций тренирующегося, но выбирается такой, чтобы можно было хотя бы немного удерживать данный груз на вытянутых руках.  В современном мире, бойцы используют не только штанги, но и разные специальные фитнес тренажеры.

Кадр из фильма об Окинавском карате, снятый при жизни Ч. Мияги. На кадре один из учеников Ч. Мияги, если не ошибаюсь Синдзато Дзинан. Один из лучших учеников Ч. Мияги. 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тэцуари

Это ни что иное как обычные гантели. Держа их в руке выполняют ката, удары и блоки, махи руками, с места и в движении. В современном додзе, часто вместо гантель используют специальные браслеты для утяжеления рук. Хотя они все таки не то. Ведь когда держишь гантели в руках тренируются еще и пальцы, то есть доп-нагрузка на хват.


Макиагэ

Это горизонтальная палка с верёвкой и грузом на ней. Во время работы которая накручивается на палку с привязанным камнем или кувшином. Служит для развития верхней части тела (торс), предплечий и укрепления запястий. Выполняется как стоя на месте, так и в передвижении, а также на столбах.


Ярибако

Это короб с гравием, мелкой галькой. В начале используют песок, потом через некоторое время досыпают гальку, и так с каждой тренировкой добавляют по кулаку, и со временем гальку меняют на гравий. В итоге остаётся только гравий. В процессе тренировок когда руки и особенно пальцы окрепли, гальку из мелкой можно поменять на более крупную. Используется для закаливания ударных поверхностей в основном рук. Есть мнения что если очень усердно трудиться над закалкой рук, в особенности кончиков пальцев, то есть отрабатывать удары нуките (рука копьё) или делать в коробе пальцами рук движения напоминающие перемешивания теста.

То со временем ухудшится зрение, или можно вообще его потерять. Безусловно на руках есть много активных точек которые влияют на разные области нашего организма. И если тренироваться не правильно то можно нанести не поправимый вред своему здоровью.

Для того что бы этого не произошло, первое, надо помнить что во всем нужна мера. Второе, без специального массажа других активных точек который будет помогать Вам восстанавливаться, не как не обойтись. И третье без специальных масел которые втираются, некоторые до, другие после отработки данного упражнения, Вам будет тяжело восстановится. Я сейчас говорю о постоянных, ежедневных и серьезных тренировках, а не о ,несколько раз в неделю. И еще, что бы не было травм не делайте это самостоятельно, найдите учителя который Вам все, грамотно объяснит.


Тоу

Это связка из бамбуковых прутьев. Используется для развития хорошего захвата и силы пальцев. Но на данном предмете работают не только руками но и ногами.

 

 


Цури-макивара, или саги-макивара

Это подвесной (горизонтально) мешок. Используется для отработки ударной техники и точности удара. В современных додзе этот предмет висит практически на самом видном месте, это боксерские груши.


Тэцугэта

Это железные сандалии. Используется для развития силы ног. Удары ногами, прыжки, передвижения, по не ровной поверхности.

Современный аналог железных сандалий.


Макиагэкигу

Тяжёлые браслеты на руки. Используется для развития силы рук.  Кроме динамических упражнений,довольно часто используют в статическом варианте, чаще в низких стойках (Шико дачи, Мабу кит., Киба дачи).


Сасииси 

Переводится как каменная гиря. Камень с пробитой внутрь палкой для захвата. Используется для развития силы в руках, плечевом поясе и спине. Если вес не большой, то данный снаряд используется для отработки атаки двумя руками. Другое название  (камень силы).

Из музея Т. Хокама, оригинальные инструменты, слева на право, сасииси,  камень силы, иси-саси.


Какатэ

Это горизонтальная перекладина с грузом на одном конце и закреплённая по принципу колодезного «журавля». Используется для отработки захватов и блоков. Используется не только в карате но и некоторых школах кобудо. Так же великолепно для отработки упражнения какие. Хорошо развивает торс и хват кистей.


Маленький мешочек.

Примерно размером 20-20 см или 30-30 см.

Который заполняется зерном, рисом, или песком, но без полного наполнения для отработки хвата. Такие мешочки подбрасывают в воздух и ловят разным способом, пальцами. Можно работать как одному так и в парах. Данное упражнение хорошо помогает в бою когда надо поймать руку или ногу противника в движении. При повышении тренированности бойца вес мешочка может увеличиваться. Тогда в тренировочный процесс включаются и мышцы рук и торса. Что очень важно для поединка, так как нарабатывается не огромная мышечная масса, а жильное усилие.


Котэ-китаэ

Ну наверное последнее упражнение это набивка. Хотя при работе с некоторыми предметами происходит естественная набивка, макивара, какате и т.д. Важно так же понимать, что каждый мастер имел в своём арсенале упражнения присуще не только данному стилю или направлению, но и конкретному учителю.

На данном фото, сенсей Ч. Мияги проводит проверку ката санчин, ударяя по плечам.

Потому я здесь постарался перечислить самые основные предметы, хотя с огромным развитием фитнес индустрии, многие предметы легко заменяются на современные.

Набивка, чаще всего это происходит с партнером, хотя безусловно чтобы набиваться одному тоже вполне возможно. Набивка предплечий, бедер и голеней, торса, плеч, позволяющая значительно повысить эффективность блокировки как руками, так и ногами.

Сенсею Ч. Мияги приписывают такую фразу “Отбивать удары надо только тогда, когда они направленны в глаза, пах, горло, и колени, все остальное можно принимать на себя.” Я конечно сомневаюсь что сенсей так говорил, иначе зачем столько блоков, уходов (тай-сабаки), перемещения (сюри-аши). Так, просто стой и защищай небольшие участки тела. Есть над чем задуматься, говорил или нет!? Но набивки в Окинавском Годзю рю уделяют огромное внимание на каждой тренировки.

Преимущества, от постоянной набивки становятся очевидными не только в поединках с представителями иных стилей. Но даже в повседневной жизни, скажем идет бабушка по проходу тебе на встречу, ты подвинулся в сторону, но вжаться в стенку не можешь. Она проходит и так, невзначай, цепляет тебя своей сумкой а там что то твердое и по голени. У простого человека сразу от такой боли мат пере мат и скандал с бабушкой. А вот тот кто практикует Годзю рю, правильно, не отреагирует, для него не будет не какой острой боли.

Такой метод  заимствовали в Китае, где с давних пор существует система укрепления тела, называемая «железной рубахой».

Важно понимать что здесь главное это тренироваться не спеша и поэтапно, не ждите быстрых результатов и не гонитесь за ними, как только Вы начнете форсировать тренировки. У Вас могут появиться травмы причем очень тяжелые. Набивка очень важна, Ваша костная ткань станет, более твердой, Ваши мышцы станут твердыми, и эластичными. Во время данного упражнения Вы будете массировать активные точки по всему телу, что будет только улучшать Ваше здоровье. На начальном этапе будут синяки, потом кровеносные сосуды станут более эластичными и даже при очень сильном ударе, не будет не каких гематом.

И напоследок, пару фотографий…..

Вот такой мешочек можно использовать как для набивки тела ,так и для отработки ударов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот такой аналог чи ши, для отработки работы с мечом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрация как мастер работает с деревом,отрабатывая, силу пальцев.

 

 

 

 

 

 

 

Знаменитый боец и мастер карате Мотобу Тёки, работа с макиварой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Старые тренировки Окинавского карате.

 

 

Масутатсу Ояма, работа на макиваре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коробов С.В.(4 дан) Окинава Годзю рю карате до.

Основатель и руководитель клуба «Black Fox».

Официальный представитель КЕНБУКАН в России.

Каратиста может обидеть каждый, но не каждый успеет извиниться.

Мой путь продолжается.

Здесь меня можно найти. Не откладывай, жизнь одна другой не будет!

Яндекс.Метрика