Интервью Тогучи Сэйкичи.

Приветствую всех кто посетил наш сайт!

Интервью Тогучи Сэйкичи.

Интервью Тогучи Сэйкичи Сэнсэя, взятое предположительно, в 90-е годы XX века, Тамано Тосио.

(с) Перевод с английского: Павел Демьянов 13.02.2017, pdemyanov@gmail.com, пожалуйста, уважайте мой труд и при копировании указывайте источник.


Тогучи Сэйкичи, глава Годзю-Рю Сёрэй-Кан.

Предисловие переводчика.

Вашему вниманию предлагается интервью Тогучи Сэйкичи сэнсэя, ученика Хига Сэйко и Мияги Тёдзюна и создателя школы Годзю-Рю Сёрэй-Кан.

Предисловие переводчика.
Вашему вниманию предлагается интервью Тогучи Сэйкичи сэнсэя, ученика Хига Сэйко и Мияги Тёдзюна и создателя школы Годзю-Рю Сёрэй-Кан.
Я давно нашел видео, но наконец дошли руки до перевода. Заранее прошу прощения за возможные неточности перевода, так как качество звука и выговор озвучки в некоторых местах не позволяет точно распознать слова. Интервью будет интересно всем, кто интересуется историей Каратэ в целом и Годзю-Рю в частности.
Тогучи Сэнсэй отвечает на вопросы о своей жизни и обучении у Мияги сэнсэя, о современниках, о развитии Каратэ и о том, почему оно находится в таком кромешном беспорядке (под текстом видео, можно перевести интересующий участок самому).
Интервьюер: Когда вы начали заниматься Каратэ?
Тогучи Сэйкичи: Формально, я начал в возрасте 16 лет.
Интервьюер: Почему вы начали обучение?
Тогучи Сэйкичи: Мой отец очень любил Каратэ. Он начал изучать Каратэ, когда был довольно молод. Тем не менее, я не думаю, что он посещал официальные занятия. Будучи подростком, я всегда наблюдал, как он тренируется на макиваре.
Интервьюер: Был ли вашим первым учителем Хига Сэнсэй или Мияги Сэнсэй?
Тогучи Сэйкичи: Сначала я учился у Хига сэнсэя.
Интервьюер: Почему вы начали обучение у него?
Тогучи Сэйкичи: Потому что его Додзё было очень близко к моему дому. Добраться пешком занимало около 10 минут. В то время он только что открыл свое Додзё. Когда я вступил, там было только 2 старших ученика.
Интервьюер: То есть, оно было только недавно открыто?
Тогучи Сэйкичи: Да, моими старшими товарищами тогда были г-н Ямасиро и г-н Такаминэ. Хига Сенсей учил их лично, пока служил полицейским, в районе Такамэда города Итоман, но Хига Сэнсэй ушел из полиции и открыл свое Додзё с г-ном Ямасиро, который был тогда его старшим учеником. Г-н Ямасиро много помогал во время открытия Додзё, но теперь он ушел из Каратэ, а г-н Такаминэ является президентом организации, которую основал Хига Сенсей.
Интервьюер: Это сэнсэй Такаминэ Симабороку?
Тогучи Сэйкичи: Да, он является президентом, но сам не преподает Каратэ.
Интервьюер: Таким образом, я предполагаю, что вы практиковали с господином Такаминэ и г-ном Ямасиро?
Тогучи Сэйкичи: Конечно, они были мои старшие товарищи.
Интервьюер: Было ли Додзё Хига сэнсэя первым филиалом Додзё Мияги сэнсэя?
Тогучи Сэйкичи: Да, это был первый и единственный филиал Додзё Мияги, но Хига сэнсэй преподавал Годзю-Рю Мияги сэнсэя в городе Итоман в качестве представителя, пока Мияги не умер.
Интервьюер: Теперь я хотел бы спросить о мастере Мияги.
Тогучи Сэйкичи: После того, как я присоединился к Додзё Хига сэнсэя, я также учился у Мияги сэнсэя.
Интервьюер: Таким образом, вы учились у двух мастеров. Какой учитель был Мияги?
Тогучи Сэйкичи: Ну, он был, скажем, типичный древний Воин [Буси] Окинавы. Он был очень, очень, очень строгий, но он был невероятно честный человек.
Интервьюер: Был ли он требователен к себе?
Тогучи Сэйкичи: Да, он был.
Интервьюер: И требователен к своим ученикам?
Тогучи Сэйкичи: Да, конечно.
Интервьюер: Вы знаете, Мияги, не только как учителя Каратэ, но и на личном уровне?
Тогучи Сэйкичи: Да, он не часто ходил с визитом в чей-либо дом. Он это действительно не любил. Я думаю, что в этом он сильно отличался от Хига Сэнсэя, который всегда ходил к своим друзьям поговорить. Я полагаю, что Мияги часто приходил ко мне домой, потому что был хорошим другом моего отца, не думаю, что тогда он посещал дом кого-то еще из учеников и не думаю, что он приходил бы так часто, если бы мой отец не жил с нами.
Интервьюер: Вы ранее говорили мне, что он часто бывал в вашем доме примерно с полудня и не уходил даже после полуночи?
Г-жа Тогучи: Да, он приходил к нам домой и оставался в течение достаточно долгого времени. Он хотел говорить с моим свекром и мужем. Много раз, второй сын Мияги приходил за отцом около полуночи, но Мияги сэнсэй посылал его домой в одиночку, потому эти трое были вовлечены в оживленный разговор. После того, как сын уходил, разговор продолжался еще в течение некоторого времени. Когда Мияги, наконец, уходил, мой муж всегда провожал его домой.
Интервьюер: Именно тогда на вас нападали?
Тогучи Сэйкичи: Нет, это было не только тогда, мне всегда бросали вызов, когда я был на улице.
Г-жа Тогучи: Да, его всегда искали.
Интервьюер: Понимаю.. ну.. расскажите, как Мияги преподавал Каратэ?
Тогучи Сэйкичи: Ну, он был очень жесткий и строгий учитель по своим методам. Пока вы не овладели бы в совершенстве одной техникой, он никогда не учил бы вас чему-то еще. В настоящее время, люди учат всю последовательность Ката сразу, но Мияги учил его понемногу в соответствии с прогрессом.
Интервьюер: У нас есть поговорка «Семь Санчин» или «Три Года Санчин». Действительно ли он учил Санчин в течение столь длительного времени?
Тогучи Сэйкичи: Нет, он не делал.
Интервьюер: То есть это просто поговорка?
Тогучи Сэйкичи: Да, он подчеркивал важность Санчин, и учил его в течение длительного периода, но он не преподавал только Санчин в течение трех лет.
Интервьюер: Он взимал плату за обучение?

Тогучи Сэйкичи: Мияги не взимал плату за обучение, однако, мы делали ему подарки на новый год и время Обан.

Интервьюер: В знак благодарности?

Тогучи Сэйкичи: Да. Однако, Хига Сенсей взимал плату за обучение, когда он открыл свое Додзё. В этом была большая разница между Мияги и Хига сэнсэем. Мияги не нравилась идея брать деньги за обучение Каратэ. Он был воином [Буси] очень старого типа.

Интервьюер: Мияги известен своей силой. Я слышал много историй о его невероятных способностях, например, говорят, что он мог своей хваткой оторвать кусок сырой говядины или содрать кожу с предплечья человека, защищаясь от атаки. Вы слышали истории, что вы об этом думаете?

Тогучи Сэйкичи: Я слышал эти истории, но не знаю, верны они или нет. Многие говорили, что его прозвище было Никотэри Маагусуку, Никотэри означает “отрывать мясо”, а Маагусуку — это Мияги на окинавском диалекте. Я полагаю, эти истории распространялись для того, чтобы подчеркнуть, насколько силен был Мияги. Говорят, что он вонзил свои пальцы в грудь быка и вырвал плоть, но я считаю, что это все же, как и его прозвище Никотэри Маагусуку.. просто прозвище.

Интервьюер: Кстати, я встречал многих учителей Каратэ. Есть ли такие, кто знал или учился у Мияги, кого бы он считал хорошим мастером Каратэ? Я хотел бы знать Ваше мнение.

Тогучи Сэйкичи: Ну, в первую очередь, у Хигаонна сэнсэя было несколько хороших учеников. Мияги, однако, был единственным учеником, который изучил все методы и теории Наха-Тэ у Хигаонна сэнсэя. Мияги даже предложил жилье своему учителю, чтобы изучить все. Хигаонна сэнсэю было что предложить и Мияги хотел изучить все, что сможет. Мияги был единственным, кто полностью изучил искусство своего учителя. Мияги был очень и очень богатым, он был усыновлен родственником. Его приемные родители были очень богаты. Они владели большой собственностью в городе Наха и ряде других мест. Мияги унаследовал все состояние. Именно поэтому ему не нужно было, работать для обеспечения своей жизни. Он мог просто наслаждаться изучением, практикой и преподаванием Каратэ. Говорят, он потратил целое состояние на Каратэ. Благодаря своему богатству, он мог предложить Хигаонна сэнсэю жилье и плату. Хигаонна сэнсэй был главным инструктором в полицейской академии и после его смерти, Мияги занял эту должность.

Интервьюер: Каков был самый большой вклад в Мияги?

Тогучи Сэйкичи: К тому, что я уже описал, Мияги создал новый тип учебных методик Каратэ, несколько реорганизовав то Каратэ, которое он выучил у Хигаонна Сэнсэя. Система включала в себя то, что мы теперь практикуем в Сёрэй-Кан, а именно, разминочные упражнения, Дарума Тайсо, дополнительные упражнения и парные практики: Бункай Кумитэ, Кисо кумитэ и так далее. Другой его крупный вклад был в  развитии Каратэ в современную программу физического воспитания. В-третьих, на самом деле это он был тем, из-за кого Каратэ признали в качестве официального японского боевого искусства. Признание было от Бутокукай. Это признание сравнимо с включением Каратэ в программу Олимпийских игр. Пока Мияги не сделал этого, Каратэ никто не признавал. Это был большой вклад в Каратэ. Около 1932 или 1933, Фунакоси сэнсэй был в Токио, а Мабуни сэнсэй в Осаке с активными додзё, но они не представили Каратэ в Бутокукай. Этого не случилось, пока Мияги не пришел в Бутокукай. Только после этого признания, Каратэ, наконец, начали преподавать в университетах.

Интервьюер: Он был пионером Каратэ, не так ли?

Тогучи Сэйкичи: Да, за этот вклад он был удостоен звания «Кёси» от Бутокукай. Он был первым, человеком из Каратэ когда-либо, получившим этот титул. Очевидно, он был исключительным мастером Каратэ.

Интервьюер: Никто больше так не продвигал Каратэ?

Тогучи Сэйкичи: Нет, как я уже говорил, оба Фунакоси и Мабуни сэнсэи были там, но они не способствовали Каратэ. Только Мияги сделал это. До Мияги Каратэ не было так известно общественности в материковой части Японии. Хотя были активные Додзё, на самом деле широкой общественности о Каратэ было неизвестно. Оно держалось несколько скрытно. Также после этого представления [в Бутокукай], основатель Дзюдо, Дзигоро Кано Сэнсэй, приехал учиться у Мияги. Да, Дзигоро Кано сделал упражнение под названием Ко Бо Тайсо [после этого].

Интервьюер: Это упражнение основано на технике Каратэ, преподаваемой Мияги?

Тогучи Сэйкичи: Да, Кано Сенсей вернулся в Токио после обучения у Мияги и сделал это упражнение, Ко Бо Тайсо. Ко — означает нападение, Бо — защиту. Это упражнение, которое Дзигоро Кано создал из своих исследований с Мияги, а затем добавил в официальный  учебный курс Дзюдо.

Интервьюер: Были несколько учеников Хигаонна Сэнсэя помимо Мияги. Не могли бы вы сказать мне, кто они?

Тогучи Сэйкичи: Ну, студентов у Хигаонна, естественно, было много, но более популярные ученики, или хорошо известные, такие люди, как Хига Сэйко, который был моим первым учителем, как я уже говорил раньше. Кроме того, Хабура Кайзо и Гусукума Kооки, однако, кажется, только Мияги изучил все. Это позволило Мияги в дальнейшем развить Каратэ. Это было возможно, потому что он сделал это делом всей жизни, и посвятил все свое время, он был в состоянии дальше развивать Каратэ. Я считаю, что вы должны посвятить свою жизнь, чтобы сделать что-то действительно хорошо.

Интервьюер: А что насчет Ката Сансэру и Кёда сэнсэя? Я понимаю, что Сансэру Кёда сэнсэя отличается от Мияги?

Тогучи Сэйкичи: Да, это правильно. Они были разные. Это потому, что метод обучения Хигаонна Сэнсэя работал именно так. Хигаонна Сенсей выбирал одного студента и делал его специалистом в одном Ката, таком как Сансэру. Как вы знаете, это занимает много-много лет, чтобы в совершенстве овладеть одним Ката.

Интервьюер: Хигаонна Сэнсэй не преподавал всех Ката, никакому ученику, кроме Мияги?

Тогучи Сэйкичи: Правильно. Это было бы почти невозможно. Выучить Ката — это не просто выучить последовательность движений, он [Хигаонна] требовал совершенства. Сейчас многие люди думают, что это нормально выучить Ката за день-два, но Хигаонна Сэнсэй не учил быстро, вот почему он научил Кёда сэнсэя Ката Сансэру, оно подходило под его конституцию, так же он учил Ката и другим ученикам.

Интервьюер: Кёда сэнсэй не знал других Ката?

Тогучи Сэйкичи: На тот момент Хигаонна сэнсэй не учил всех ката никому другому кроме Мияги сэнсэя. Я знаю, что Кёда сэнсэй был знаменит своим Ката Сансэру.

Интервьюер: Чем занимался Кёда сэнсэй?

Тогучи Сэйкичи: Он был школьным учителем, а в дальнейшем и директором.

Интервьюер: Тогучи Сэнсэй, какой Дан Мастер Мияги вам выдал?

Тогучи Сэйкичи: Он ничего мне не выдавал.

Интервьюер: Совсем ничего?

Тогучи Сэйкичи: Ничего. Но я не единственный, кто не получил степени черного пояса. Никто из старших учеников Мияги, как Хига Сэйко или Яги Мэйтоку, которые были моими старшими товарищами или Миядзато Эйичи, который был моим младшим товарищем, не получил никакой степени от Мияги сэнсэя. Когда мы занимались у Мияги сэнсэя еще не существовало никакой системы рангов, поэтому он никогда никому не присваивал данов в Каратэ.

Думаю, это было в районе 1932 или 1933, когда мы, ученики, собрались вместе и обсуждали как продвигать Годзю-Рю Каратэ, мы решили создать ассоциацию и назначить мастера Мияги президентом, мы называли это Годзю-Рю Синкокай и мы думали над правилами регуляции, мы чувствовали что Каратэ находится далеко позади остальных боевых искусств Японии, как Кэндо и Дзюдо, в основном из-за отсутствия системы рангов. Так мы сделали внутри ассоциации правила для экзаменов по продвижению. Человек, который взял инициативу по созданию системы рангов был г-н Накаима Гэнкай, который в дальнейшем стал исполнительным директором ассоциации. Так или иначе, он представил систему рангов мастеру Мияги, мастер был удивлен и спросил: “А кто будет выдавать черные пояса ученикам?”. Мы ответили: “Сэнсэй, вы — президент ассоциации, конечно вы будете выпускать дипломы.” Он ответил, что никогда не выдавал никому степень черного пояса и сказал: “что бы вы думали о черном поясе, который бы выдал я? Настоящий черный пояс должны выдавать только члены королевской семьи. Этими делами должны заниматься такие организации как Дай Ниппон Бутокукай. Я не могу и не буду выдавать черный пояс своим ученикам.” После таких слов от мастера Мияги, нам ничего не оставалось, как забросить эту идею. И мы сказали сэнсэю: “Сэнсэй, если вы так считаете, то мы отменим систему рангов, которую разработали.” Увы, у нас не было никакой системы рангов в Годзю-Рю Синкокай, возглавляемой мастером Мияги, вот почему никто никогда не получил никакого ранга в Каратэ от мастера Мияги и если кто-то заявляет, что он получил, то я вынужден сказать, что он врет. Даже Хига Сэйко, лучший ученик Мияги сэнсэя не получил никакого дана от своего учителя. Как же может кто-то заявлять, что получил черный пояс, если даже лучший ученик не получил? Я уверен, если бы Мияги был жив.. Если бы кто-то заявил, что он получил 10-й или 1-й дан от Мияги сэнсэя, я бы его спросил, почему Мияги сэнсэй ничего не дал своим ученикам с Окинавы, которые занимались у него очень долго. Я думаю, это серьезная проблема.

Интервьюер: Да, я согласен. Так вы говорите, что у Хига сэнсэя не было ранга?

Тогучи Сэйкичи: Правильно, он не получил даже 10-го кю.

Интервьюер: Но он был главным инструктором филиала Додзё Мияги сэнсэя?

Тогучи Сэйкичи: Да. он был главным инструктором, но у него не было ранга черного пояса. У него было звание шеф-инструктора, я считаю, что это важнее, чем черный пояс. Кстати, Мастер Мияги получил титул Кёси от Дай Ниппон Бутокукай, но также не получил никакого пояса.

Интервьюер: О, даже так?

Тогучи Сэйкичи: Да, у него был только титул.

Интервьюер: только титул?

Тогучи Сэйкичи: Это была причина, почему Мияги дал Хига сэнсэю разрешение открыть филиал, сэнсэй был официально признан как учитель Каратэ организацией Бутокукай. Хига был единственным учеником, которому Мяги позволил открыть Додзё. После смерти Мияги, ученики открыли свои Додзё со своими системами рангов.

Интервьюер: То есть они сами себе присвоили ранг?

Тогучи Сэйкичи: Я только могу сказать, что никто не получал ранга от Мияги сэнсэя, без сомнения,  если кто-то говорит, что получил — он врет.

Интервьюер: Значит, у вас нет ранга?

Тогучи Сэйкичи: Нету, правильно.

Интервьюер: Почему же тогда вы даете ранги вашим ученикам?

Тогучи Сэйкичи: Я даю ранги моим ученикам, только чтобы показать прогресс. Давайте подумаем о системе рангов с точки зрения Дзюдо и Кэндо. В Дзюдо, чтобы получить третий дан, нужно победить несколько третьих даном в соревновании, однако, в окинавском Каратэ нельзя судить по поединку, Дан присуждается по старшинству и умениям. Как вы знаете, в традиционном окинавском Годзю-Рю Каратэ есть опасные техники, которые в не могут быть применены в таком поединке как в Дзюдо, свободные поединки не проводятся из-за этих техник.

Интервьюер: Ранги даются только тем, кто занимается с инструктором?

Тогучи Сэйкичи: Да, именно. Учителя могут давать ранги только своим собственным ученикам. Эти ранги не значат ничего для каратистов других школ, потому что нет такой власти, которая бы выдавала ранги всем.

Интервьюер: То есть все существующие организации выпускают свои собственные дипломы?

Тогучи Сэйкичи: Правильно, эти ранги ценятся только теми, кто их выдал. В Дзюдо и Кэндо Даны и кю означают одно и то же для всех практикующих, потому что только одна организация выдает дипломы. Но в Каратэ, где так много разных организаций, у которых свои стандарты, это невозможно. Видите ли, кто-угодно может сформировать свою организацию. Все что нужно — несколько связанных вместе Додзё, чтобы сформировать ассоциацию и выписывать друг другу ранги.  Часто главам организаций выборно присуждают 10 дан и так далее.. идут ранги.

Интервьюер: Вы думаете, они делают это для бизнеса?

Тогучи Сэйкичи: Выглядит так, как-будто они делают это ради целей бизнеса. Это утверждение верно. Ранги влияют на деньги, которые они получают. Много выданных десятых данов — это хороший бизнес. Если у тебя седьмой дан, а ты хочешь восьмой — дай мне много денег и я выдам тебе Дан, даже без теста. Но если я третий Дан — я не могу выдать тебе выше второго, видимо поэтому, все хотят Дан повыше.

Интервьюер: И нет одного реального органа, имеющего права выдавать настоящий ранг?

Тогучи Сэйкичи: Нет. Подумайте, много ли девятых и десятых Данов в Дзюдо и Кэндо в Японии?

Интервьюер: Я согласен.

Тогучи Сэйкичи: В Кэндо и Дзюдо, до уровня пятого или шестого Дана демонстрируются реальные технические навыки, чтобы получить ранг, но после это уровня, для достижения ранга, более важен вклад в искусство. А на Окинаве некоторые четырехлетние, еще в подгузниках, уже заявляют, что у них 9-й дан. Это шутка. В отличии от Каратэ, в Дзюдо и Кэндо, если вам 70-80 лет и вы много много лет отдали искусству, то может быть, у вас был бы восьмой или девятый Дан. В Кэндо люди обычно в возрасте после 50-ти лет получают пятый или шестой Дан, реже, только  самые преданные искусству могут получить седьмой Дан, но не все и обычно это в 60-70 лет. А в Каратэ ты можешь дать себе восьмой, девятый, десятый Дан, когда захочешь. Это потому, что Каратэ находится в большом беспорядке.

Интервьюер: Это кажется потому, что Каратэ стало очень популярным слишком быстро и поэтому качество преподавания бывает не таким уж хорошим.

Тогучи Сэйкичи: Я согласен, это как пламя, которое бесконтрольно разрослось в пожар.

Интервьюер: Каратэ распространяется очень быстро, и более всего среди студентов университетов, следовательно, настоящее традиционное окинавское Каратэ не полным образом представляется в Мир Каратэ.

Тогучи Сэйкичи: Да, я полностью Согласен.

Интервьюер: Кстати, многие ученики Мияги сэнсэя теперь учат Каратэ по-разному, если они все изучали одни и те же техники откуда такая разница?

Тогучи Сэйкичи: Ну, позвольте мне во-первых, сказать, что я профессиональный учитель Каратэ. И был профессиональным учителем Каратэ с возраста 35 лет. Моя жизнь — Каратэ. Это не хорошая работа для зарабатывания денег, по правде сказать, моя жена нанималась на другие работы, чтобы обеспечивать дом. Я занимался только Каратэ. Но у многих других учеников Мияги были другие работы, а Каратэ они учили в свободное время. Конечно, есть разница в том Каратэ, что учу я, и что учат они. Время, в течение которого они занимались с Мияги тоже создает огромную разницу. И так же очень важно то, как они пытались улучшить Каратэ, их талант.

Взять, например, двух художников одинакового таланта, один учился год, а другой десять лет, конечно, вы найдете разницу в их искусстве. Многие люди практиковали Каратэ, пока были молоды, в школе. Они практиковали, но мало кто продолжил после школы. Действительно, самая важная вещь — это сколько они учились у Мияги сэнсэя и как долго после его смерти они продолжали практиковать и изучать Каратэ. Другая важная вещь — сколько идей Мияги о Каратэ они поняли.

Например, Мияги часто говорил: “С этого момента Каратэ не может расти, только от классического Ката Очень важно создать Ката, чтобы общество могло понять Каратэ.” Так что Мияги создал Гэкисай Дай-ичи и Гэкисай Дай-ни, №1 и №2 соответственно, №2 было более продвинутое, использовало более сложные техники. Он поразил нас этим примером. Мияги Сэнсэй планировал сделать больше Ката из серии Гэкисай, но из-за войны, он не завершил свой настоящий замысел. Он говорил мне, что собирался сделать Ката под названием Гэкиха, но как я и сказал, из-за войны, он не смог сделать это. У него была идея для Ката Гэкисай Дай-сан, чтобы завершить серию Гэкисай, вместе с Гэкиха, продолжая усложнять техники. В Гэкисай Дай-ичи техники базовые, в Дай-ни он добавил больше техник Корю Ката, таких как блоки открытыми руками ко-укэ, хики укэ, хараи укэ, ура укэ и так далее. Он говорил мне, что хочет добавить более сложные, продвинутые техники в Гэкисай Дай-сан и Гэкиха.

Его идея — добавить новые Ката, чтобы распространять Каратэ или создано новые Ката для распространения (Фукю Ката) была описана в 1936 году. В том году было большое собрание мастеров окинавского каратэ, в Тосё-Кай-Кан, Наха, Окинава, 1936 год. Много много известных мастеров, как Мацумото сэнсэй, Кян сэнсэй, Ханасиро сэнсэй, Гусукума сэнсэй, Осиро сэнсэй все собрались, из разных стилей. Г-н Накасонэ, который жил в Токио, организовал эту встречу. У меня есть запись того, о чем говорили на встрече. На этой встрече Мияги сэнсэй коснулся многих вещей, в частности он сказал, что если в будущем мы не создадим новых Ката для общества — общество будет игнорировать Каратэ. Вот, почему, когда я открыл Сёрэй-Кан Додзё, я следовал его идеям и наставлениям, Да, другие учителя Годзю-Рю Каратэ, может быть и учат то, что выучили у Мияги сэнсэя, но ничего более.

Интервьюер: Их уроки -это Корю Ката?

Тогучи Сэйкичи: Да, они учат тому, что сами выучили, но они не изучали принципов Мияги сэнсэя, касающихся развития. Вот почему методы обучения остаются прежними.

Интервьюер: Они не учились как развиваться самостоятельно?

Тогучи Сэйкичи: Конечно они это изучали, но это невозможно делать, когда не уделяешь этому все свое время, нужно делать это как профессию и посвятить этому жизнь, иначе не выведешь хороших методов обучения.

Интервьюер: Мияги преподавал эти важные теории и принципы всем старшим ученикам?

Тогучи Сэйкичи: Ну, я думаю, что они слышали эти идеи, но я по правде говоря не знаю по поводу остальных, После второй мировой войны мастер Мияги преподавал мне много теории и принципов Каратэ и как в дальнейшем выработать методическую систему обучения Годзю-Рю. Например, как-то по дороге на мою работу я зашел к Мияги сэнсэю, чтобы поздороваться и передать ему подарок, он попросил меня остаться побеседовать и не отпускал, я даже не дошел до работы в этот день. Я полагаю, что он, может быть, чувствовал, что скоро умрет, нельзя сказать наверняка, знаю, что тогда у него были проблемы с кровяным давлением и сердцем.  После войны его все время беспокоило здоровье, думаю, поэтому он все время без остановки говорил о разных вещах. Когда он так подолгу беседовал, его жена волновалась и говорила, что мастер устал и выпроваживала меня, давая возможность уйти, думаю Мияги чувствовал, что у него не так много времени, чтобы рассказать мне все, думаю, он чувствовал, что может умереть в любой момент.

Интервьюер: Мияги сэнсэй разговаривал с кем-либо еще на эти темы?

Тогучи Сэйкичи: Я правда не знаю, когда они заходили к нему.. в Додзё много народу приходило заниматься, но когда я был в Додзё он говорил мне, что пришло время перейти от тренировки к стадии теоретического обучения, к постижению принципов и говорил, чтобы я внимательно слушал, что он говорит. Теперь, глядя назад я понимаю, что он хотел передать свои теории перед смертью, я не ожидал, что он умрет так скоро, но я уверен, что он чувствовал что-то про свою судьбу.

Интервьюер: Мияги сэнсэй придумал эти теории и принципы или ему их передал Хигаонна сэнсэй?

Тогучи Сэйкичи: Их передал Хигаонна сэнсэй. Мияги сэнсэй выучил принципы Хигаонна сэнсэя и далее их развил в систему, как я говорил ранее, это как математическое уравнение, просто запомнить уравнение не имеет смысла, его нужно использовать и исследовать. Даже если вы занимаетесь со своим учителем, но не посвящаете себя дальнейшему обучению, не работаете дома. это не принесет вам много пользы.

Интервьюер: Мияги сэнсэй мог рассказать эти теории нескольким ученикам, но Тогучи сэнсэй, кажется, только вы материализовали видение Мияги сэнсэя.

Тогучи Сэйкичи: Да, полагаю, что это так. С тех пор как я основал Сёрэй-Кан, вещи, которые мне говорил Мияги сэнсэй, всегда были у меня на уме, вот как я разрабатывал учебные методы Сёрэй-Кан.

Интервьюер: Значит вы оставляете обучающие методы Сёрэй-Кан как материализацию идей и принципов Мияги сэнсэя?

Тогучи Сэйкичи: Как я уже упоминал, раньше, до войны, Мияги сэнсэй передавал мне эти принципы посредством физических упражнений.  Когда я открыл свое Додзё, много иностранцев приезжало учиться, тогда я по-настоящему понял, что имел в виду Мияги в 1936 году. Мое настоящее понимание взглядов на Каратэ Мияги сэнсэя пришло только тогда, когда я открыл свое додзё, он действительно был прав, понял, когда пришли иностранцы. Вы должны сделать Ката, которые бы помогали изучать Каратэ, как и предполагал Мияги сэнсэй. Тогда, да и сейчас, я не мог говорить на других языках, поэтому мне надо было придумать, как объяснить значение Ката. Поэтому я создал Бункаи-Кумитэ и Кисо-Кумитэ. Так я смог с легкостью объяснить все, я сделал бункаи для Гэкисай Дай-ичи, созданное Мияги сэнсэем, для Гэкисай Дай-Ни, потом я добавил более сложные Ката и Бункаи. Помня идею Мияги сэнсэя о Ката Гэкисай Дай-сан, я создал это Ката и соответствующие Бункаи. По правде говоря, сначала я создал Гэкиха, но понял, что есть слишком большой скачок между Гэкисай Дай-ни и Гэкиха Дай-ичи, я создал Гэкисай Дай-сан, чтобы заполнить дыру и это хорошо подошло.

Интервьюер:  Вы говорите, что Мияги сэнсэй придумал имя Гэкиха?

Тогучи Сэйкичи: Да, это была его идея.

Интервьюер: Но, Тогучи сэнсэй, вы же вообще-то сделали это Ката.

Тогучи Сэйкичи: Да, я сделал, применяя его идеи. Больше техник классического Годзю-Рю.

Интервьюер: Чтобы сменить тему.. Мир Каратэ находится в большом беспорядке. Есть много стилей и все выдают себе сами свои уровни и Даны, особенно в Годзю-Рю. Мияги сэнсэй кого-то назначил своим преемником?

Тогучи Сэйкичи: Никого. Когда он умер, это было очень скоропостижно. Меня там не было, но его второй сын Кэн был рядом. Внезапно Мияги сказал: “Кэн..” и затем умер от сердечного приступа, еще днем раньше он преподавал в полицейской академии, не думаю ,что он ожидал, что умрет.. это было так внезапно.

Интервьюер: Это потому, что он не назвал преемника, такая путанница в Годзю-Рю?

Тогучи Сэйкичи: Да. Правильно. Мияги сэнсэй не сделал системы рангов, только старшинство. Он не сказал, что тот или другой — хорош в технике и надо следовать за ним. Я думаю, что естественно было бы, чтобы Хига сэнсэй фактически стал преемником, как единственный, кому Мияги дал право учить. Но оно так не работает..

Интервьюер: Хига сэнсэй тоже посвятил свою жизнь Каратэ, но он не так популярен, как Мияги сэнсэй.

Тогучи Сэйкичи: Ну это потому, что Мияги был Великим мастером, а Хига всегда был в тени, как ученик.

Когда Мияги сэнсэй умер, все захотели быть главными и думаю, что к сожалению, просто проигнорировали Хига сэнсэя.

Последнее видео интервью  Сейкичи Тогучи.  Ученика С. Хига, Ч. Мияги и Д. Кёда сенсеев, старших учеников Канрё Хигаонны, основателя Наха-те. Последний кто носил звание Буси “Воин” на Окинаве!

 

28.03.2017

 

Social tagging: >
Яндекс.Метрика