Происхождение и развитие Годзю-Рю по версии Тогучи Сэйкичи.

Версия Тогучи Сэйкичи, происхождение и развитие Годзю-Рю.

Отрывок из книги “Окинавское Годзю-Рю. Основы каратэ Сёрэйкан”, написанной Тогучи Сэйкичи, учеником Мияги Тёдзюна, Кёда Дзюхацу и Хига Сэйко, основателем школы Сёрэйкан Годзю-Рю, стр. 6-17, стр. 159-161, Ohira Publications Incorporated, 1976.

Посвящение.

Посвящается мастеру Мияги Тёдзюну за его руководство и большие усилия в создании Окинава Годзю-рю каратэ до.

Об авторе.

Родился 20 мая 1917 года в Наха-Сити, Окинава. Тогучи Сэйкичи изучал Каратэ под руководством мастера Мияги Тёдзюна и и его помощника, г-на Хига Сэко. Во время Второй мировой войны, г-н Тогучи служил в японской императорской армии в качестве инженера-электрика в Юго-Восточной Азии. Вернувшись на Окинаву в 1946 году, он обнаружил землю бесплодной и опустошенной, народ голодал, все были подавлены. Видя необходимость реконструкции жизни на своей родине, он посвятил себя восстановлению Окинавы. Когда из обломков, наконец, было создано новое Додзё, окинавская атлетическая ассоциация предложила ему должность преподавателя. Он принял предложение и преподавал в течение двух лет в том, чем тогда было единственное Каратэ Додзё послевоенной Окинавы.

Когда в 1952 году мастер Мияги организовал Ассоциацию Годзю-рю для наблюдения за установлением и поддержкой стиля Годзю-рю, г-н Тогучи был назначен исполнительным директором. Двумя годами позже, Ассоциация Годзю-Рю стала Федерацией Годзю-Кай и г-н Тогучи был избран вице-президентом.

В число других почестей г-на Тогучи входит, приглашение от японской Федерации Каратэ принять участие в качестве окинавского мастера, на демонстрации в честь их открытия и в первом их мировом турнире по Каратэ, который проходил в Токио в 1969 году.

В настоящее время [1976] г-н Тогучи делит свое время между обучением в своих школах в Токио [Япония] и Кодза [Окинава].

 

Предисловие.

Каратэ, возникшее на Окинаве, сегодня пользуется большой мировой популярностью. Это находит свое отражение в многочисленных книгах, написанных на эту тему, и их объемах продаж. Эти книги, однако, имея дело с искусством окинавского происхождения, написаны людьми Каратэ не из Рюкю. Учитывая обилие таких материалов, трудно понять, почему до сих пор нет учебника по Каратэ, написанного окинавским мастером. Не существует никакой литературы или справочной информации по технике, написанной мастером с Окинавы. Иностранные каратисты, посещая остров, чтобы продолжить свое обучение, вынуждены с трудом добывать информацию и нет никакого учебника, чтобы помочь им организовать и усвоить техники. Целью данного документа является представление (без особых претензий) такого учебника.

Сложное искусство, Каратэ требует большой дисциплины и преданности. Оно должно изучаться постепенно, с нарастанием сложности. Обучение начинающих трудным классическим Ката, как Пассай или Сэйсан сравнимо с преподаванием детям из начальной школы предметов уровня колледжа. Точно так же, допускать новичков в свободный спарринг — это как посылать не подготовленную армию в бой. Ученики должны продвигаться от основ к сложному в установленном порядке. Чтобы облегчить это продвижение и упростить изучение Каратэ, я разработал Фукю Ката (стандартизованные ката), единую систему обучения для начинающих студентов Годзю-рю Сёрэй-кан Каратэ. Являясь объединением стилей, хотя преимущественно окинавских, они обеспечивают базовую подготовку ученика и дают ему начальный опыт, необходимый как для классических ката, так и для соревнований.

Сейкичи Тогучи. Окинава Годзю рю карате до. (Сёрэй-кан)

Как окинавский мастер, я чувствую большую ответственность в своей миссии. Поэтому я представляю этот учебник, чтобы представить Фукю ката и поддержать истинный дух традиционного стиля Окинавского каратэ-до Годзю-Рю.

История.

Миссия и цель Каратэ.

Каратэ родилось, когда мирное сердце окинавских людей, было объединено с духом Дзэн, воплощенным в кулачном бое китайского храма Сёрин [Шаолинь]. Цель Каратэ, таким образом, полностью отличается от любого другого боевого искусства. В то время как главная задача всех других боевых искусств — убить и ранить так много противников, как это возможно, главной задачей Каратэ является просто самозащита. Конечно, оборона и наступление не могут существовать друг без друга. Следовательно, обучение высшим оборонительным приемам требует подготовки высших атакующих техник.

В настоящее время, растущий интерес к Каратэ обусловлен не превосходной техникой или восточной мистикой, а скорее, постоянно растущим интересом к духу дзэн-буддизма и мирному духу Окинавы. Автор искренне надеется, что дух Каратэ-До, представленный в этой книге, будет понят а его укрепление поспособствует установлению мира на Земле.

История Окинавского Каратэ.

Окинава —  островное государство с ограниченными природными ресурсами для поддержания его обширного населения, жители на протяжении всей истории испытывали большие физические и политические трудности. Несмотря на это, народ сохранял несгибаемую волю к жизни. Встречая несправедливые гонения и враждебность, эти в основном миролюбивые люди обращались к духу боевых искусств. Они сражались безоружными против вооруженных противников, используя только голые руки и технику самообороны под названием Каратэ-Дзюцу. Их руки и ноги, обычно занятые в мирной жизни, становились  оружием при использовании этих методов. Техника, называемая Сюто (рубить), все еще используемая сегодня, является отголоском тех ранних времен, когда движения рук подражали движению меча.

Хотя в основном Каратэ-Дзюцу — это самооборона голыми руками, Окинавцы иногда использовали своеобразное оружие против вооруженных противников. Оружие как Нунчаку, гриф струнных инструментов, используемый в качестве деревянного меча, диски (катушки, колеса) используемые в качестве метательных снарядов. Возможно, запрет на оружие Лорда Сёсин в 1488 году и знаменитая битва Кэйчо в 1609 году сыграли роль в развитии такого оружия Каратэ. В битве Кэйчо, люди города Сюри из-за нехватки оружия, использовали инструменты повседневной жизни. Нунчаку происходит от элемента конской узды или дышла телеги, Тонфа происходит от инструмента для копания картофеля или от детали ручной мельницы, и Тимбэ происходит от крышки котла.

Кто-то утверждает, что техника окинавского Каратэ развивалась в результате применения этого оружия, в частности, в битве Кэйчо. Однако, наоборот, техника Каратэ способствовала использованию такого оружия, в том числе в битве Кэйчо. В действительности, развитие Каратэ-До на Окинаве стимулировало лишение права на ношение оружия.

Развитие современного Каратэ.

В начале, Каратэ называлось просто Ти (рука). Когда в конце 1800-х [вероятно, это ошибка и речь идет о начале 20 века] годов Ти было включено в тренировочную программу физической культуры в Окинавских школах, ему было присвоено имя Каратэ (Пустая Рука), чтобы отличать его от Тоди (Китайская Рука), версии Ти, которая произошла из Китая. Буквально, “Каратэ” означает «голые руки, кулаки”.

Два стиля Каратэ, разработанные в регионах Сюри-Томари и Наха, назывались соответственно Сюри-тэ и Наха-тэ. Многие мастера Каратэ внесли вклад в эти стили, но двое считаются родоначальниками современного Каратэ, это Мастер Итосу Анко из Сюри-Тэ и Мастер Хигасионна Канрё из Наха-тэ.

Канре Хигаонна.Их часто называют парой львов (Шиисаа, львы-духи защитники). В начале 1900-х годов [вероятно, речь идет о начале 20 века] , мастер Итосу представил и преподавал Каратэ в качестве обязательного предмета в программе физического воспитания младших и средних школ города Наха. Мастер Хигасионна делал то же самое в полицейских школах и других средних школах в Наха. Таким образом, они переносили Каратэ из положения методов борьбы прошлого в состояние современного боевого искусства. Стиль Сюри-Тэ Мастера Итосу в конце концов стал Сёрин-Рю, в то время как мастер Хигасионна, используя Сюри-Тэ как отправную точку, в итоге разработал Наха-тэ, предшественника современного Годзю-рю.

Происхождение Годзю-Рю.

Несмотря на то, что его изучение Сюри-Тэ началось еще в детстве, в юности, Мастер Хигасионна также совершил поездку в Китай, где он обучался китайскому кулачному бою. Когда он, наконец, вернулся на Окинаву, он начал соединять сильные элементы Ти с тем, что он узнал в Китае, результатом стала новая форма боевого искусства, неофициально называемая Наха-Тэ, которая больше подходила для его страны.

Во время фестиваля национальных боевых искусств в Киото, в 1929, Мастер Хигасионна попросил Мастера Мияги Тёдзюна, его самого уважаемого ученика, представлять его интересы. Мастер Мияги, однако, также не смог присутствовать, и, в свою очередь, назначил одного из своих учеников, г-на Синдзато, в качестве своей замены [вероятно, это ошибка т.к. Хигасионна Канрё умер в 1915 году].

Мастера боевых искусств из школ с внушительными названиями заполнили фестиваль. Г-на Синдзато спросили, как назывался его стиль, однако, у него не было готового ответа. Решив, что отсутствие официального названия у его стиля повредит репутации Наха-Тэ и опустит его до любительского уровня в глазах других мастеров, не имея выбора, г-н Синдзато сымпровизировал и назвал стиль, Ханко-Рю (полужесткий стиль).

Когда г-н Синдзато вернулся к Мастеру Мияги, он рассказал ему о поспешно выбранном имени. Мияги, найдя это вполне разумным, процитировал китайскую поэму “Восемь правил кулачного Боя «[Кэмпо Хакку] : “Все во Вселенной — дыхание,  твердое и мягкое…” так Наха-Тэ официально приняло название Годзю-рю.

Годзю применяется как к Каратэ, так и к общественной жизни. Только твердость, или только мягкость создает неспособность эффективно сообщаться с непостоянством жизни. Вежливость (учтивость) — небольшой пример этого, ее использование может смягчить жесткую ситуацию. В Каратэ тоже, твердость и мягкость комбинируются в удачную технику. При подготовке к блоку, тело мягкое, расслабленное, вдох. При атаке, тело становится жестким, выдох. Такое сосуществование твердости и мягкости характеризует Годзю-рю Каратэ.

Мастер Хигасионна Канрё (1840-1910) [по другим данным, 1853 — 1915].

Мастер Хигасионна Канрё начал свои исследования в боевых искусствах, будучи еще ребенком. В юности, он стал моряком на Синко-Сэн, судне, занятом в регулярных торговых и культурных экспедиций в Китай. Во время одной из этих экспедиций, он смело спас тонущего ребенка. Когда он вернул ребенка родителям, он обнаружил, что отцом мальчика был известный китайский мастер боевых искусств, мастер Рю. Когда благодарный Мастер Рю предложил Мастеру Хигасионна награду, тот попросил обучить его искусств китайского кулачного боя.

Мастер Хигасионна обучался под руководством Мастера Рю в течение тридцати лет. По возвращении на Окинаву, он начал преподавать искусство кулачного боя. Однако, он решил, что хотя китайский кулачный бой был отличным, он не совсем удовлетворял потребностям его родной страны. После долгих исследований и напряженной работы, он преуспел в создании Наха-Тэ, улучшенного искусства, которое сочетало лучшие моменты Каратэ с некоторыми элементами китайского кулачного боя. Например, форма Санчин, которая первоначально делалась с открытыми руками, была изменен на форму, где кулаки сжаты.

Видение Мастера Хигасионна предполагало движение Каратэ от умения до искусства, от индивидуальных людей к группам. Он осуществил эту улучшенную и более практичную форму искусства в его обучении в полиции и в школах. Так было положено начало реализации его видения. По мере того как его учение распространялось все дальше и дальше, так же происходило и с его известностью. Мастер Хигасионна стал известен как Кэнсэй «Священный Кулак» и признан отцом Годзю-рю. Среди его лучших учеников были мастер Мияги Тёдзюн и мастер Кёда Дзюхацу.

Мастер Мияги Тёдзюн (1888-1953).

Богатый и независимый, Мияги Тёдзюн смог посвятить свою жизнь исключительно изучению боевых искусств. Непревзойденный как учитель и исследователь искусства, он однажды сказал: «Если бы я посвятил свое время и богатство на какое-либо другое предприятие, я бы наверное тоже преуспел. Но я посвятил свою жизнь, осваивая все что знал Мастер Хигасионна.» Так он и сделал. После смерти своего учителя мастер Мияги  два раза ездил в Китай, для обучения и сбора дополнительной литературы по боевым искусствам. Как пионер международного Каратэ, он также совершил поездку в материковую Японию и на Гавайские острова, чтобы распространить свое учение.

В 1933 году, когда был создан Дай Ниппон Бутоку Кай (крупнейшая организация боевых искусств, признанная довоенным японским правительством), Мияги сэнсэй, как мастер окинавских боевых искусств, представил свою статью «Очерк о Каратэ-До.»

В результате его презентации, Каратэ получило официальное признание в качестве японского боевого искусства. Сам Мастер Мияги был удостоен звания, мастера Каратэ-До [Кёси], и стал первым представителем мира Каратэ, так высоко оцененным.

Хотя преподавание Мияги сэнсэя искусства было очень глубоким, его величайшим достижением стала организация методов обучения Каратэ. Он ввел подготовительные и дополнительные упражнения, Фукю Ката (унифицированные ката), Кихон Ката (базовые формы) и расслабляющие упражнения, все это было поистине эпохальными свершениями в преподавании Каратэ. Кроме того, его занятия в младших классах и школах полиции помогли улучшить имидж Каратэ. В то время, общественное мнение считало, что Каратэ занимались люди бедные и задиристые. Работа мастера Мияги, однако, опровергла эти мифы и представила более точную картину Каратэ, как боевого искусства и физической тренировки.

Являясь мастером в стиле Годзю-рю (Наха-тэ), Мияги Тёдзюн хотел более полно изучить Каратэ. Он посетил самого уважаемого мастера Сюри-Тэ, Итосу Анко, и попросил обучать его. Мастер Итосу ответил, сказав: «Вы являетесь лучшим учеником Мастера Хигасионна и вы освоили методы Наха-Тэ. Вам не нужно учиться у меня. Если вы посмотрите мои методы, вы увидите, что я имею в виду.»

Однако, Мияги настаивал и часто посещал мастера Итосу для изучения Сюри-Тэ. Итосу сэнсэй не учил его физическим техникам, скорее, он преподавал теорию методов. Влияние мастера Итосу можно увидеть в Фукю Ката мастера Мияги, где сочетание твердого и мягкого ( Гэкисай 1 и 2) отражает движения Сюри-Тэ.

В то время как я был подростком  и в возрасте двадцати лет, Мастер Мияги делал упор на укрепление тела и отработку техник без теории. С моего возраста тридцати лет он сказал: «Ты прошел период обучения и с этого момента должен изучать теорию и методики.» Затем он научил меня новым формам и методам тренировки, лучше подходящим для современности.

После своего 65-летия, возможно, предвидя неминуемость смерти, он часами говорил во время тренировок, иногда с полудня до полуночи. Во время этих интенсивных дискуссий, я часто забывал все другие дела и был полностью вовлечен в наши разговоры.

Тренировки Тогучи сенсея под руководством Ч. Мияги.

 

Иногда на моем лице отображалась скука, когда Мияги сэнсэй повторял некоторые вещи, тогда он говорил: » Одна и та же история, услышанная в 20 лет, а затем снова услышанная в 30 лет будет отличаться, как в понимании так и в производимом впечатлении. Но, в этом и есть секрет. Кроме того, любая хорошая теория бесполезна без фактического применения «. Из этих разговоров я получил понимание теории Каратэ мастера Мияги и теперь применяю их на практике. Если бы я освоил лишь технику без теории, я был бы в конечном итоге лишь “диктофоном”, механически учил бы, лишь чему я научился сам,  без творческого развития идей.

Санчин.

Мастерство окинавского годзю-рю Каратэ-До зависит от понимания методов обучения Санчин. Для продвинутых учеников, это означает изучение нескольких технических элементов. Для новичка, однако, это означает координацию надлежащего дыхания с надлежащим исполнением техник на всех уровнях.

Дзэн и Санчин.
Японские боевые искусства всегда были глубоко связаны с буддизмом и, в частности, с дзэн-буддизмом. В сущности, конечной целью серьезного мастера боевых искусств является «достижение стадии просветления», что уходит своими корнями в буддизм. Существуют два основного пути к этому буддистскому «просветлению», это практика «Дзэн сидя» и «Дзэн стоя.» В то время как «Дзэн сидя» основан на неподвижности, «Дзэн стоя» основан на действии. Хотя они оба суть одна внутренняя реальность, рассматриваемая и практикуемая с разных точек зрения.

В этом обсуждении, темой является «Дзэн стоя» в процессе обучения. Как монахи Дзэн в храме Китая Сёрин [Шаолинь] так и мастера меча в Японии использовали «Дзэн стоя», чтобы помочь дисциплинировать, контролировать и укрепить свои физические и умственные силы. В конце концов, эта система фокусировки энергии на достижении «стадии просветления» (и физическое превосходство), «Дзэн стоя»,  была переработана в метод боевых искусств, известный как Санчин.

Хотя каждый стиль японского боевого искусства [Каратэ] имеет свои индивидуальные особенности, их происхождение можно проследить до первоисточника, который использовал этот конкретный метод обучения.

Любой, кто изучает Годзю-рю должен сначала использовать Санчин чтобы выработать правильное дыхание, силу тела и духа.

Можно сказать, что Санчин использовался всеми стилями прошлого. Глядя на современном Каратэ, мне кажется странным, что многие стили не практикуют такой совершенный метод тренировки тела, как Санчин. (Примечание: В действительности, в программы некоторых школ Окинавы, где изучалось Сёрин-Рю Каратэ входил Санчин, однако, поскольку Санчин не подходит, с медицинской точки зрения, для молодых людей в период полового созревания, позже его исключили).

Для учеников может быть полезным оглянуться назад еще раз и использовать Санчин и другие методики прошлых лет, которые до сих пор имеют ценность.

 

Мы можем гордиться Санчин. Он уникален для Каратэ и не существует в любом другом японском боевом искусстве. Я чувствую, что его следует рассматривать не только как часть системы Годзю-рю, но в качестве ценного ресурса окинавского Каратэ-До в целом.

Фраза. «Три года Санчин» часто слышалась на наших тренировках, когда мы практиковали только Санчин, подготовительные и дополнительные упражнения, для развития силы тела. После такого Санчин-обучения мы сосредотачивались на изучении открытых форм [Кайсю Ката] практике боевого применения.

В последнее время Каратэ практикуется с упором на свободный поединок, без базовой подготовки тела или предварительной подготовки базовой техники. Такая практика противоречит основным целям Каратэ и может привести к травмам сожалениям всей жизни. Мы должны быть осторожны.

Обучение Санчин очень трудное и сложное и не может быть объяснено здесь полностью. Его использование, не ограничивается только подготовкой в боевых искусствах. Оно не требует много времени и пространства. И, оно может служить в качестве освежающего, физически полезного отвлечения от учебы или работы. И поскольку оно не требует много времени или пространства, его можно и нужно практиковать часто.

Метод тренировки Санчин.

Во время обучения Санчин, следует соблюдать следующие правила:

-Нужно поддерживать правильную осанку.

-Нужно координировать правильное дыхание с правильной техникой.

-Поскольку ум естественным образом стремится к лени, нужно активно держать его активным и живым.

-Нужно всегда тренировать тело и ум с усердием.

-При проверке Санчин, когда наносятся удары по телу ученика, нужно делать это разумно, используя силу и скорость, подходящую для уровня развития ученика. Превышение силы разрушит всю его структуру.

-Нужно наносить удары при задержке дыхания.

-Нужно думать о гармонии силы и дыхания, так чтобы не было ослабления тела.

-Нужно вкладывать достаточную силу в нижнюю часть живота.

(с) Перевод: Павел Демьянов 29.01.2017, pdemyanov@gmail.com, пожалуйста, уважайте мой труд и при копировании указывайте источник.

Social tagging: >
Яндекс.Метрика